Укладка водопропускной трубы: от выбора бетона к созданию канала

Укладка водопропускной трубы: от выбора бетона к созданию канала

21 Августа'18

Водопропускная труба

Монтаж водопропускной трубы необходим для отвода воды от дорожных магистралей. Неважно, автомобильная ли это трасса или железнодорожные пути, именно создание водопропуска позволяет не допустить затопления путей сообщений.

Помимо этого, такую конструкцию изнутри можно адаптировать для пешеходного перехода. В условиях города или железнодорожной станции это единственный оптимальный путь создания прохода. Конечно, можно построить мост. Но:

  • Строительство моста обходится в разы дороже
  • Мост не позволяет направлять водяной поток, тем самым опасность размытия дороги не сокращается
  • Почва не всегда пригодно для реализации даже простых проектов

Потому инженеры часто отдают предпочтение именно прокладке водоотводной трубы. Давайте рассмотрим, как происходит этот процесс и какие возможные проблемы возникают у инженеров.

Устройство

Водопропускная труба (ВПТ) представляет собой канал, вмонтированный в насыпь под дорогой. Для установки используются трубу такого диаметра, которые способны выводить объем воды, свойственный данному региону. Этот объем подсчитывается исходя из нормы осадков, паводков и уже замеренным ранее результатам.

Дренажное устройство может быть больше, чем нужно. Тогда полезный диаметр можно использовать под создание пешеходного перехода, о котором мы говорили выше. Роется котлован, поперек которого и будет проходить дорога. Длина котлована зависит от расстояния до стока. Ширина пропорциональна диаметру самой трубы.

Если есть опасность расхождения почвы, как на насыпи, так и у откосов, то эти элементы можно укрепить. Дорога высокой нагрузки монтируется с бетонным основанием. Дно котлована, при рыхлости почвы, может быть уложено булыжником.

Особенно внимательно к укреплению надо подходить тогда, когда близ ямы располагаются жилые дома. Эта проблема часто встречается в сельской местности. Дабы не допустить "разъезда" ямы и падения в него домов, нужно укреплять с запасом под вероятную нагрузку, объемы протока и свойства почвы. Потому геодезические расчеты являются одним из столпов проектирования таких конструкций.

Виды труб

Сегодня инженеры имеют выбор при планировании объектов. Технология строительства позволяет выбирать материал, из которого и будут строиться трубы:

  • Железобетонные. ЖБИ это самый популярный выбор. Плюсы очевидны: высокая прочность конструкции, сопротивление гниению, ржавчине и другой коррозии, низкая себестоимость производства и готового продукта, легкость в установке. Особенно здесь выделяется раструбной тип. Для его монтажа достаточно лишь зафиксировать широкий и узкий конец трубы и обработать. Сварной шов в такой ситуации не нужен. Следовательно, монтаж быстрый и также дешевый
  • Металлические. Обычно гофрированные. Хороши во многих аспектах, но есть и минусы. Первое — коррозия. Регулярно контактирую с водой, металл ржавеет. Проблемы с низким температурами также заставляют проектировщиков обращать внимание на бетон. Установка тяжелее, так как не обойтись без сварки и широкого штата работников
  • Полимерные материалы, пластик, композит. Отлично справляются с природными условиями, устанавливаются легко, просты в транспортировке. Но крайне чувствительны к вертикальной нагрузке и давлению. Могут попросту не выдержать веса проходящего сверху транспорта

Так что, на основании плюсов и минусов, железобетонные изделия ярко выделяются своими преимуществами. Минусами можно назвать большую массу подобных изделий. Так что без крупной строительной техники погрузочного плана здесь не обойтись. Давление на почву также повышенное.

Монтаж

Укладка происходит по вполне известной схеме, регламентированной ГОСТом и другими нормативными документами. Для начала происходит подготовка, которая включает в себя геодезические исследования, анализ почвы, предварительный расчет и составление чертежа. После того, как с размерами и замерами окончено, следует простой план:

  • Подготовка котлована
  • Заливка в него фундамента
  • Операции по укладке самого трубопровода
  • Формирование насыпи, которая будет выполнять роль дороги и моста через котлован

Котлован роется в размерах, зависимых от самого проекта. Здесь точной размерности нет, все упирается в проведенные исследования и проект инженеров. Для формирования ямы используется экскаватор. Стены котлована ровняются при помощи лопат, вручную. Тогда не допускается возможность того, что угол будет соблюден неправильно.

После того, как яма вырыта, она ровняется по всей своей длине и укрепляется в тех местах, в которых это необходимо. Мы уже говорили: если рядом жилая зона, либо почва недостаточно плотная, то нужно заняться крепежом. Важна и глубина. Если нижняя точка протекания располагается ниже уровня замерзания грунтовых вод, то такая яма будет неспособна работать при отрицательных температурах. Вода внутри будет попросту замерзать, а не стекать дальше по стоку.

Закрепить уклоны помогут габионы. Это специальный модули, который по сути заполнен обычными камнями. Он позволит сделать плотную стену, не допуская разъезда почвы и грунта.

Фундамент

Фундамент становится краеугольным камнем прочности всего проекта. Для того, чтобы почва его выдерживала, с учетом всей последующей нагрузки, рекомендуется выбрать песок, смешанный с гравием. Такой слой нивелирует опасность трещины фундаментальной основы в случае, если начнется движение почвы. Он же позволит обезопаситься от сейсмической активности. Так что для регионов с частыми землетрясениями — лучший выбор.

Что касается схемы закладки, здесь могут быть два варианта:

  • Блочная. Прямо под оголовьем трубы ставится блок. Его ставят на 25-35 сантиметров ниже уровня промерзания земли. Далее устанавливаются последующие блоки. При появлении разницы высот инженеры могут использовать сваи. Но вообще она регулируется указанной выше гравийной смесью. Устанавливать блочную модель нужно с заднего конца трубы.
  • Монолитная. Здесь несколько проще. Ставится опалубка, в которую заливается бетон. Под ней прокладывается гидроизоляционный слой, дабы не допустить разрушения основы. Важно: заливка происходит с одного подхода. Следовательно, строителям необходимо заранее и точно рассчитать требуемый объем смеси.

Блокчный фундамент предпочтительнее там, где важна скорость работы, так как этот процесс намного быстрее. Монолит же подходит как более сильный элемент. Его выбирать следует при повышенных механических расчетных нагрузках на всю конструкцию.

Укладка

После того, как наш фундамент застыл, мы можем начинать укладку самих ЖБТ. В первую очередь устанавливается бровка, затем создаются выводы для трубы, после чего, устанавливаются сами ЖБИ. Промежуток между стенкой и монолитом закладывается песочно-гравийной смесью.

Все фиксируется, затем можно добавить усиление при помощи стяжки. Стяжка даст дополнительную прочность конструкции и снизит давление на нее от проезжающего сверху транспорта. При установке ЖБТ на специальную подставку, использование гравия для засыпки необязательно.

После укладки, трубы фиксируются габеонами либо сверху заливаются бетоном. Затем, по мере высыхания, строители могут переходить к формированию самой насыпи, на которой будет проложено дорожное полотно.

Насыпь создается параллельно основной почве, перпендикулярно отводному каналу. Особенное внимание уделяется ровности полотна. При проседании насыпи возможны трещины в асфальте, либо излом рельсы, если мы говорим по железнодорожный переезде. Все этапы создания насыпи контролируются инженерами нивелирами и вымеряются уровнем.

Качество бетона

Еще в ходе подготовительных работ и создания чертежа проекта, инженеры должны позаботиться о том, чтобы применяемый ими бетон или ЖБ изделия соответствовали максимальной планке качества, установленной ГОСТом.

В этом им поможет компания "Спецжелезобетон". Наш бетон марки Микабет соответствует всем критериям качества и подходит для строительства проектов максимальной сложности. С нашим бетоном вы можете проложить водопропускной канал даже самого высокого внешнего давления.

Ознакомьтесь с каталогом предлагаемой продукции на нашем сайте, а наши менеджеры помогут вам с предварительными расчетами и формированием заказа. Цены на наши изделия остаются самыми адекватными на всем белорусском рынке ЖБИ. Так что выбор становится очевидным.

За качество своей продукции мы ручаемся. Это подтверждают многочисленные награды и рекомендации государственных экспертов в этой отрасли. Так что оставьте заботы по качеству используемого бетона на нас, не переживая за итоговый результат.